Как формируется и укрепляется социофобия

В данной статье речь пойдет о том, когда и почему мы испытываем тревогу и страх. И почему это повторяется снова и снова.

Нервная система человека

Для того, чтобы понять природу возникновения тревоги и страха, вначале необходимо разобраться как устроена нервная система человека в целом.

Нервная система человека по своему анатомическому строению подразделяется на:

Нервная система
  • Центральную нервную систему (ЦНС): головной мозг и спинной мозг. Основная функция ЦНС — анализ поступающей извне информации и выработка ответного сигнала (реакции).
  • Периферическую нервную систему (ПНС): состоит из отходящих от головного и спинного мозга нервов или нервных волокон. Основная функция ПНС — посредник между центральной нервной системой и органами человека — как внешними, так и внутренними.

По своему функциональному предназначению нервная система подразделяется на:

Нервная система
  • Соматическую нервную систему (СНС): состоит из нервов, прикреплённых к коже, органам чувств и всем мышцам скелета. Основная функция СНС — доставка двигательной и чувственной информации от скелетных мышц до центральной нервной системы и обратно. Деятельность СНС зависит от воли и сознания человека.
  • Вегетативную нервную систему, или Автономную нервную систему (АНС)
    Основная функция АНС — регулировка деятельности внутренних органов, гладкой мускулатуры, желез и гормонов, кровеносных, лимфатических сосудов, контроль обмена веществ и роста. АНС приспосабливает работу внутренних органов к изменениям окружающей среды и обеспечивает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз). АНС также участвует во многих поведенческих актах, осуществляемых под управлением головного мозга, влияя не только на физическую, но и на психическую деятельность человека.
    Деятельность АНС не зависит от воли и сознания человека.
    Это означает, что в обычных условиях человек не может волевым усилием заставить сердце биться реже или мышцы желудка — не сокращаться. Тем самым АНС не позволяет нам вмешиваться в отлаженные тысячелетиями механизмы работы нашего организма.

В свою очередь, анатомически и функционально автономная нервная система подразделяется на:

Нервная система
  • Симпатическую нервную систему
    Основная функция симпатической НС – усиление обмена веществ, повышение возбуждаемости большинства тканей, мобилизация силы организма на активную деятельность. Симпатическая НС активируется при стрессовых состояниях.
  • Парасимпатическую нервную систему
    Основная функция парасимпатической НС – восстановление израсходованных запасов энергии, регулировка работы организма во время сна. Парасимпатическая НС выполняет тормозящее действие организма.

Симпатический и парасимпатический отделы отвечают за совершенно противоположные команды:

Нервная система

Вся нервная система человека (как ЦНС, так и нервные волокна ПНС) состоит из нейронов. Нейрон – это электрически возбудимая клетка, которая предназначена для приёма извне, обработки, хранения, передачи и вывода вовне информации с помощью электрических и химических сигналов. Нейроны могут соединяться один с другим и взаимодействовать между собой, формируя биологические нейронные сети. В головном мозге человека насчитывается около 90—95 миллиардов нейронов.

Функционально нейроны подразделяются на:

  • Чувствительные: воспринимают внешние и внутренние раздражения, преобразуют их в нервные импульсы и передают в ЦНС.
  • Двигательные: вырабатывают и посылают команды от ЦНС к другим нейронам и рабочим органам.
  • Вставочные: осуществляют связь между чувствительными и двигательными нейронами, участвуют в обработке информации и выработке команд в ЦНС. Подавляющая часть вставочных нейронов находится в ЦНС.

Таким образом, все процессы передачи раздражений от нашей кожи, ушей и глаз к мозгу, от мозга к органам и мышцам, процессы мышления и управления действиями – все это передача электрических и химических импульсов между нейронами нервной системы человека.

Строение нейрона

Анатомически нейрон состоит из:

  • Тела клетки (сома): распространяет электрический потенциал к аксону. «Обработчик» нервных импульсов.
  • Дендритов: короткие, сильно ветвящиеся отростки, вырастающие из тела нейрона. Воспринимают сигналы от других нервных клеток и передают принятую информацию к телу нейрона. «Приемники» нервных импульсов.
  • Одного аксона: длинный отросток нейрона, представляющий собой живой кабель, по которому на очень большой скорости нервные импульсы идут от тела клетки к органам и другим нервным клеткам. «Передатчик» нервных импульсов.

Участок, где один нейрон соединяется с другим нейроном или с мышечным волокном, называется синапс. Синапс служит для передачи нервного импульса между двумя нейронами. Передача импульсов осуществляется химическим путём с помощью особых веществ – нейромедиаторов. Нейромедиатор – это вещество, которое выделяется в синапсе из отростков нейрона, чтобы воздействовать на следующую клетку (нервную клетку, клетку мышцы или железы). Как правило в синапсе выделяется сразу несколько нейромедиаторов и один из них преобладает. По нейронам сигналы передаются в форме электрических импульсов, а между нейронами — за счет выделения нейромедиаторов. При этом выделение определенного нейромедиатора в синапсе может приводить к:

  • Возбуждению клетки нейрона.
  • Торможению или подавлению, которое прекращает или предотвращает появление возбуждения, препятствуя дальнейшему распространению импульса.
Изучение мозга

Представим, что есть 3 нейрона последовательно связанных между собой:

нейрон N1 -> нейрон N2 -> нейрон N3

При этом, поскольку у нейрона N2 дендритов («приемников») много, а аксон («передатчик») один, то к нейрону N2 могут поступать импульсы не только от нейрона N1, но и от других нейронов. В таком случае, общая цепочка передачи нервных импульсов между данными нейронами следующая:

Нейрон
  1. Нейрон N2 принимает нервные импульсы через специальные рецепторы на свои дендриты от аксонов предыдущих нейронов (включая аксон нейрона N1) в местах их соединения – синапсах.
  2. По дендритам нейрона N2 импульсы передаются в тело нейрона N2.
  3. Тело нейрона N2 обрабатывает входные импульсы.
  4. В зависимости от преобладающего типа нейромедиатора, выделенного в синапсах между нейроном N2 и предыдущих нейронов (включая нейрон N1), тело нейрона N2 формирует выходной сигнал: возбуждающий или тормозящий, который несёт информацию всех суммированных сигналов на входе.
  5. От тела нейрона N2 по аксону нейрона N2 идёт информация в виде электрического тока к синапсу следующего нейрона N3 или исполнительному органу.
  6. Нервный импульс, достигнув окончания аксона нейрона N2, который уже входит в структуру синапса между нейронами N2 и N3, обуславливает выделение нейромедиатора — непосредственного передатчика возбуждения от нейрона N2 к другому нейрону N3 или исполнительному органу.
  7. Нейрон N3 принимает нервные импульсы от нейрона N2 и других нейронов через специальные рецепторы на свои дендриты.

Более подробно о работе нервной системы и мозга человека можно узнать на сайте ПостНаука.

Рассмотрим далее процесс возникновения у человека чувств тревоги и страха с точки зрения результата работы его нервной системы.

Биологические процессы возникновения тревоги и страха

Тревога – это отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, выражающее ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия, при предполагаемой или реальной надвигающейся опасности.

Страх – это такое же отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, как и тревога, но с более выраженной интенсивностью. Длительный и слабовыраженный страх является тревогой.

Паника и ужас – это пиковые проявления страха.

Не существует людей, которые не испытывают тревогу и страх. В нормальном режиме функционирования организма человека (и его нервной системы в частности) тревога и страх возникают при угрозе жизни и благополучия человека. Эти эмоции являются базовыми программами нашего мозга, которые с рождения присутствуют в его нейросетях и основаны на инстинкте самосохранения. То есть главная цель, стоящая перед человеком в момент испытания чувств тревоги и страха, – остаться живым и в безопасности. Низкая уверенность в себе и тревожность – это попытки нашего организма предотвратить несчастье и защитить нас от предполагаемой опасности.

Исследования показали, что в среднем тревожные люди живут дольше относительно менее тревожных людей. Это объясняется тем, что тревожные люди более осторожны, внимательно относятся к своему здоровью и реже погибают от несчастных случаев.

Если тревога и страх вызваны событиями, которые напрямую не угрожают жизни и благополучию человека, то есть условно не являющимися опасными для его существования, то появление таких страхов может привести к фобическим состояниям и тревожным расстройствам. Например, публичное выступление никак не угрожает жизни человека. Но избегание публичного выступления вследствие проявления тревоги и страха может привести к устойчивому чувству страха перед такими ситуациями, и, следовательно, к социальному тревожному расстройству.

Механизм возникновения чувства тревоги и страха следующий:

  1. Человек получил значительную по своей величине негативную информацию – стресс от внешнего раздражителя – стрессора. Другими словами, человек попал в трудную ситуацию, которая может потребовать от него бегства, драки или любой другой интенсивной работы в короткий промежуток времени. Например, человек встретил группу хулиганов, которые начали ему угрожать. Данная информация поступила через внешние раздражения глаз, ушей и других сенсорных точек человека.
  2. Чувствительные нейроны воспринимают внешние раздражения, преобразуют их в нервные импульсы и передают их по определенным нейронным сетям в ЦНС (спинной и головной мозг).
  3. Головной мозг обрабатывает поступившие импульсы, воспринимая их как «опасные». В коре головного мозга возникает крупный очаг возбуждения (стресс-реакция), захватывающий большое число вставочных нейронов. Вставочные нейроны коры головного мозга формируют выходные нервные импульсы.
  4. Из коры головного мозга по нейронным сетям сигналы поступают в миндалины. Миндалины отвечают за идентификацию поступивших «опасных» сигналов и за принятие решения как поступить в той или иной ситуации: убегать или драться. После принятия решения в миндалинах формируются выходные сигналы.
  5. От миндалин сигналы поступают в особый отдел среднего мозга – гипоталамус.
  6. Гипоталамус является исполнителем реакций на опасность. Он обрабатывает поступившие импульсы. В гипоталамусе тоже формируется крупный очаг возбуждения вставочных нейронов (стресс-реакция). Вставочные нейроны гипоталамуса:
    • Формируют выходные нервные импульсы.
    • Повышают выделение в кровь кортикотропина (через гипофиз).
    Если стресс вызван не внешним психологическим фактором, то стресс-реакция формируется сразу на уровне гипоталамуса, не затрагивая непосредственно кору головного мозга. Например, человек болен простудным заболеванием, он чувствует слабость, сердцебиение, его кожа бледнеет, то есть налицо все внешние признаки стресса, однако никакого волнения он не испытывает.
  7. Из гипоталамуса по нейронным сетям и через кровь сигналы поступают к надпочечникам – железам, расположенным над верхней частью почек человека.
  8. Нейроны надпочечников стимулируются входными сигналами. Нейроны мозгового вещества надпочечников обрабатывают поступившую информацию и в результате нервные клетки надпочечников резко повышают выделение в кровь следующих химических веществ:
    • Катехоламинов:
      • Норадреналин (норэпинефрин)
      • Адреналин (эпинефрин)
    • Глюкокортикоидов:
      • Кортизол
      • Кортизон

    Все эти вещества являются гормонами. Норадреналин и адреналин – нейромедиаторы. Кортизол усиливает действие катехоламинов на организм.

  9. Выделенные надпочечниками вещества через кровь достигают рецепторов целей-мишеней: сердца, лёгких, желудка, кишечника и т.д., активизируя и возбуждая тем самым симпатическую нервную систему: немедленно мобилизуются все энергетические ресурсы, резко усиливается процесс окисления и, как следствие, учащается дыхание (повышается потребность организма в кислороде), усиливается и учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, повышается потоотделение, повышается проницаемость мембран мышечных клеток для глюкозы, повышается болевой порог, мышечная сила, скорость реакции и т.д., появляется ощущение предстартовой лихорадки.

Именно преимущественно в результате действия гормонов норадреналина, адреналина и кортизола человек испытывает тревогу и страх, а также сопровождающие их физические и психические симптомы.

Возбуждение ЦНС во время стресса в высшей степени целесообразно. Вместе с выбросом вышеуказанных гормонов оно приводит к резкому ускорению мыслительного процесса и к резкому ускорению поиска выхода из сложившейся ситуации. Стоит человеку попасть в состояние стресса, как его мозг начинает лихорадочно работать и выход зачастую сразу же находится «сам собой».

Выброс в кровь катехоламинов во время стресса возник и закрепился в процессе эволюции. В результате мобилизуется механизм физиологической реакции «бей или беги» для устранения угрозы.

Количественное соотношение тех или иных катехоламинов связано с конкретной ситуацией.

Если борьба с превосходящими силами противника невозможна и лучший выход в данной ситуации – бегство, то в ЦНС преобладает выброс адреналина. Адреналин называют «гормоном страха». Он как нельзя лучше подготавливает организм к пассивной оборонительной реакции – бегу. Чем сильнее человек напугается, тем быстрее и дольше он бежит. И всё это происходит в основном благодаря адреналину. Многие бегуны и пловцы при помощи специальных методик психологической саморегуляции стараются сами у себя вызвать чувство страха, чтобы пройти дистанцию быстрее.

Если силы противников соизмеримы и лучшим выходом из ситуации является борьба, то в ЦНС преобладает выброс норадреналина, который называют «гормоном ярости». Он вызывает ярость и подготавливает организм к драке, то есть к активной оборонительной реакции. Норадреналин является основным нейромедиатором симпатической НС. Для парасимпатической НС основной нейромедиатор – ацетилхолин.

Если от избытка адреналина человек бледнее (сужение сосудов кожи – «бледный от страха»), то от избытка норадреналина лицо краснеет, хотя все остальные сосуды кожи сужаются («багровый от ярости»). К пассивно-оборонительной адреналиновой реакции наиболее приближены люди с более меланхоличными чертами характера, а проявлению норадреналиновой ярости более склонны холерики. Но в большинстве случаев мозг в первую очередь запускает пассивную реакцию избегания и затаивания, поскольку это энергетически более экономный способ реагирования, и избегание драки как правило лучший выход из положения.

После устранения или избегания угрозы организм испытывает общее истощение.

Вот яркая иллюстрация реакции «бей или беги»:



Многие люди, страдающие неврозами, не до конца понимая, что именно с ними происходит, путают вегетативные симптомы, вызванные выбросом нейромедиаторов в ответ на «страшную» ситуацию, с симптомами самых разных болезней. Особенно это происходит с людьми, которые испытывают такой стресс впервые. Испытывая такие симптомы, как учащённое сердцебиение и покалывания в груди, человек срочно обращается к врачу-кардиологу или неврологу, а если он испытывает тошноту, озноб, тремор и расстройство желудочно-кишечного тракта – то к терапевту и т.д. И поскольку такие люди нередко обладают тревожно-мнительными чертами характера, то можно считать, что это нормальная реакция на подобного рода стресс: человек начинает бояться за своё здоровье и жизнь. Такая боязнь за свою жизнь вследствие проявления симптомов, вызванных возбуждением симпатической нервной системы, при условии их достаточно сильной интенсивности, приближенной к максимальной за относительно короткий промежуток времени (от нескольких минут), может приводить к «вегетативным кризам» или паническим атакам, что нередко заканчивается вызовом «скорой помощи». И такой человек начинает уже страдать не только фобическим, но и паническим тревожным расстройством (МКБ-10 / F41.0).

Бывают случаи, что врачи ставят диагноз «вегетососудистая дистония» или ВСД. Причиной такого «заболевания» считается сбой вегетативной или автономной нервной системы. Но, как нам уже удалось понять, такой сбой является вторичным по отношению к реальным заболеваниям. Причина вовсе не в конкретном сбое АНС, а в реакции организма вследствие проявления соматических заболеваний (например, болезни сердца, почек и т.д.) или невроза, в частности – тревожного расстройства. Официально такой болезни как ВСД в МКБ-10 не существует. Такой диагноз часто ставили и продолжают ставить «по старинке» в наших поликлиниках, выписывая настой валерианы или пустырника и после этого отправляя пациента обратно домой. Очевидно, что такое «лечение» в большинстве случаев оказывается неэффективным и в итоге может усугубить течение болезни. Вероятно, это происходит в силу некомпетентности врачей, а также «потокового» подхода в работе отечественной медицины в целом, поскольку такой «удобный» диагноз значительно экономит время на поиск конкретных причин расстройства. Первостепенная задача врача состоит в том, чтобы, исключив соматический фактор и распознав признаки основного психического заболевания, направить пациента к компетентному специалисту – психотерапевту или психиатру. И чем быстрее, тем лучше.

Также человек может испытывать аналогичные симптомы активной работы АНС при нарушении баланса других важнейших нейромедиаторов:

  • Дофамина – «гормон удовольствия». Участвует в процессах улучшения концентрации и памяти, в мыслительных процессах, регулировки деятельной активности, контроле сна и бодрствования, напрямую влияет на удовлетворение и систему поощрения.
  • Серотонина – «гормон счастья». «Руководит» очень многими функциями в организме и так же, как и дофамин влияет на удовольствие. Дефицит уровня серотонина в головном мозге является одним из факторов формирования депрессивных состояний.
  • Гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) – важнейший и основной тормозной нейромедиатор ЦНС человека. Подавление и сбой ГАМКергической функции может привести к тревоге.
  • Глутаминовой кислоты (глутамат) – самый распространённый возбуждающий нейромедиатор в ЦНС.
  • Ацетилхолина – основной важнейший нейромедиатор в парасимпатической НС человека. Играет важнейшую роль в процессах обучения, засыпания и пробуждения. Связан с функциями памяти. Дефицит или избыток ацетилхолина может нарушать работу АСН.

К расстройству нормальной выработки данных нейромедиаторов в том числе может привести курение и злоупотребление алкоголем, наркотиками, транквилизаторами и другими психоактивными веществами.

Порочный круг социофобии

Поскольку на данный момент вы уже узнали, какие отделы нервной системы человека участвуют в механизме формирования страха и что происходит в организме в тот момент, когда человек испытывает тревогу и страх, то пришло время разобраться с механизмом проявления и закрепления страха при социофобии. Этот подраздел является очень важным, поскольку он дает ответ на вопрос: «Почему я испытываю сильное переживание тревоги и страха в ситуациях, где большинство людей его не испытывают?».

При социофобии имеет место общий описанный выше механизм возникновения тревоги и страха. Только стрессорами являются ситуации, которые связаны с потенциальной оценкой других людей в отношении вас, но при этом напрямую не угрожают вашей жизни и благополучию.

Возьмем, к примеру, следующую ситуацию:

К человеку на работе подошел коллега и предложил сходить после рабочего дня в кафе с компанией других коллег. В этот момент человек начал испытывать тревогу и даже страх, то есть симптомы проявления социофобии: у него чаще забилось сердце, кровь прилила к лицу, похолодели и вспотели руки, напряглись мышцы тела и т.д. Человек отказался пойти со своими коллегами в кафе после работы, сославшись на какие-то домашние дела (хотя на самом деле их не было или они были несрочными). Человеку сразу стало лучше. В итоге, в кафе он не пошёл.

А теперь более внимательно рассмотрим то, что именно происходило с этим человеком.

Факт того, что после работы коллеги планировали пойти в кафе и что человека пригласили пойти вместе с ними, является событием или ситуацией. Данная ситуация для человека, страдающего социофобией, явилась стрессором. Далее в связи с этой ситуацией он испытал переживание определенных чувств: тревоги, страха и сопутствующих им симптомов. Эти чувства сохранялись с разной интенсивностью до того момента, пока в ответ на эти чувства человек не предпринял вполне определенные действия: он отказался идти в кафе и, как итог, не пошёл туда, тем самым избежав данной ситуации.

Пока все очевидно. И человек, страдающий социофобией, уже может как будто бы предсказать, что с ним случится и что он будет чувствовать и испытывать в той или иной социальной ситуации. И, действительно, эти ожидания оправдываются из раза в раз. Из-за этого человек все больше расстраивается и все глубже впадает в депрессию. И, как правило, не понимает из-за чего он испытывает все эти негативные чувства. Именно в этом месте и происходит упущение самой важной составляющей в этом круговороте – что и как человек подумал в связи с этой ситуацией, то есть каковы были его мысли в этот момент. Именно мысли, основанные на глубинных убеждениях человека о самом себе и об окружающих его людях, заставляют его испытывать те или иные чувства.

Таким образом, схематично механизм проявления и закрепления страха при социофобии выглядит в виде замкнутого «порочного» круга, состоящего из следующих частей:

Порочный круг социофобии
  1. Ситуация. Человек попадает или узнает о событии, которое ранее вызывало у него негативные чувства тревоги и страха или предположительно может вызвать эти чувства.
  2. Мысли. Человек думает об этой ситуации на основании неверных убеждений в первую очередь о самом себе.
  3. Чувства. Мысли человека сообщают мозгу о том, что ситуация для него опасна. Это приводит к формированию нейронных сигналов для мобилизации организма в состояние «бей или беги». Происходит нарушение баланса гормонов и нейромедиаторов. Возбуждается симпатический отдел автономной нервной системы. В результате человек испытывает тревогу, страх и сопутствующие им вегетативные симптомы и проявления.
  4. Действия. Чтобы перестать испытывать негативные чувства или уменьшить их проявление человек выполняет определенные действия. Как правило, он всячески пытается уклониться и избежать ситуации-стрессора.

При каждом попадании человека в ту или иную стрессовую ситуацию в его головном мозге происходят определенные изменения: формируются новые или видоизменяются существующие нейронные связи. Характер этих изменений зависит от мыслей человека, степени переживаемых чувств и симптомов, связанных с ситуацией, а также от его поведения и действий, осуществляемых в связи с этой ситуацией. Например, преимущественно избегающее поведение закрепляет и порождает в головном мозге новые неверные глубинные убеждения человека о самом себе. И, следовательно, при возникновении следующего подобного события его мысли с высокой вероятностью вынудят его испытывать ещё более интенсивные чувства тревоги и страха.

Когнитивные механизмы страха

Когнитивный (лат. cognitio «знание») – связанный с изучением сознания и мышления.

Если рассматривать механизм появления и закрепления страха с точки зрения мышления человека, то нельзя игнорировать тот факт, что представления и слова людей о себе, своих установках, убеждениях и идеалах информативны и значимы. Мышление человека может быть нереалистичным, а поведение может быть направлено себе во вред, поскольку они основаны на ошибочных посылках и неразумных установках.

Иррациональные мысли и когнитивные искажения

Итак, вы уже узнали, что чувства автоматически не являются следствием событий. Вначале мы что-то думаем по поводу ситуации и как-то её интерпретируем, а только затем возникает чувство. Чувство определяется нашими мыслями. Такие мысли, как правило:

  • появляются автоматически
  • специфичны и дискретны, то есть возникают в укороченном виде
  • изначально не осознаются нами

Например, в обычной жизни, находясь одни дома мы вдруг слышим шум и грохот в соседней комнате. Мы сразу испытываем сильный испуг. Далее мы идём в эту комнату и обнаруживаем, что кошка разбила вазу. Испуг проходит, но появляются чувства раздражения и злости. Но то, что мы думаем в момент нахождения в данной ситуации, нас мало интересует. И мысли эти не всегда осознаются нами. В описанном выше сценарии мы автоматически и почти молниеносно думаем о грабителе, забравшемся в дом. Такая промежуточная стадия мгновенной мысли и определяет возникшее затем чувство страха. Но когда мы обнаружили кошку и разбитую вазу, то подумали о том, что не заперли комнату от кошки, нам пришлось вставать с кровати среди ночи и идти убирать осколки, мы не выспимся и т.д. Эти автоматические мысли и вызвали чувства раздражения и злости, которые пришли на смену первоначальному чувству страха.

Еще один пример. Допустим, мы пришли на встречу с другом. Предполагалось, что он должен был приехать к восьми часам вечера, а на часах уже половина девятого. Что мы почувствуем? Разные люди будут испытывать различные чувства: раздражение, злость, легкое беспокойство, сильное волнение и тревогу, разочарование или грусть и т.д. Все зависит от того, что мы подумаем об этом опоздании. Например:

  • Мысль: «Ненавижу, когда опаздывают и заставляют меня ждать. Мог бы и предупредить».
    Чувства: Такая мысль приводит к чувствам раздражения и злости.

  • Мысль: «У меня накануне был день рождения. Наверное, он выбирает подарок для меня и из-за этого немного задерживается».
    Чувства: Эта мысль приводит к чувству радости.

  • Мысль: «Он опаздывает, потому что я ему не интересен. Я вообще неинтересный собеседник. У меня как всегда не получится наладить разговор».
    Чувства: Здесь уже появляются тревога и страх.

Поэтому наши мысли по поводу опоздания друга и определяют наши чувства в данный момент.

По степени своей объективности и адекватности мысли бывают:

  • Рациональными
  • Иррациональными
Мысли

Появление рациональных или иррациональных мыслей формируют соответствующие им типы мышления. Рациональное мышление отличается от иррационального тем, что в его основе лежат логически обоснованные доводы и факты для размышлений и принятия решений. Иррациональное мышление – это ход мыслей, основанный на предположениях, неверных по тону и содержанию убеждениях и чувствах, а также, как правило, не поддающийся объективной логике. Рациональное мышление способствует тому, что человек возвращает себе спокойствие. Иррационально мышление, наоборот, всячески расшатывает человека.

Вот наглядный пример рационального и иррационального хода мыслей в одной и той же ситуации:

Допустим, что пассажирский самолёт, выполняющий регулярный рейс, попал в зону турбулентности и его начало трясти.

  • Иррационально мыслящий человек может подумать: «Самолёт трясет, потому что у него что-то не в порядке с двигателем. Двигатель гудит не так, как это было раньше. Я видел недавно в новостях, что неполадки с двигателем привели к авиакатастрофе. Самолёт наклонился, и мы снижаемся, наверное, мы падаем. Мы можем разбиться.».
    В таком случае человек почувствует тревогу, страх или даже панику.

  • Рационально мыслящий человек подумает: «В прошлом полёте была похожая ситуация, и всё закончилось благополучно. К тому же процент авиакатастроф от общего числа полётов в мире ничтожно мал. Самолет по статистике – самое безопасное транспортное средство».
    Чувство, вызванное таким ходом мыслей – спокойствие.

Как видно из примера выше, люди могут совершенно по-разному интерпретировать одно и то же событие. Интерпретация события происходит на основании моральных правил, личного опыта, установок и убеждений человека. При этом, если человек интерпретирует ситуацию как угрозу его физическому или психологическому благополучию или утраты чего-либо значимого, то такая интерпретация может спровоцировать тревогу и активизацию примитивной эгоцентричной когнитивной системы. Интерпретация стрессовых социальных ситуаций человеком, страдающим социофобией, искажена, а мысли, приходящие ему на ум в таких ситуациях – иррациональны. Такая интерпретация событий и мысли, связанные с этими событиями, могут нарушить способность человека здраво рассуждать. Такой человек имеет повышенную индивидуальную восприимчивость и уязвимость для этих мыслей. Иррациональные мысли в той или иной степени основываются на расстройствах мышления или когнитивных искажениях (когнитивных ошибках мышления). Примерами таких искажений могут быть: долженствование, чтение мыслей, катастрофизация и т.д. О когнитивных искажениях и их коррекции речь пойдет в разделе «Преодоление».

Таким образом, ваши автоматические мысли, которые приходят на ум в социальных ситуациях, вызывающих тревогу, это ложь и неправда. При этом зачастую человек может считать их вполне обоснованными, даже если они представляются окружающим нелепыми или противоречат очевидным реальным фактам. В эту ловушку, вероятно, вы однажды попали в прошлом. И теперь в вас живут ненужные, негативные и иррациональные мысли и убеждения, которые вы по привычке путаете с правдой. Вы поступаете в соответствии со своими убеждениями, несмотря на то, что они иррациональны. Страдая от социофобии, вы верите в то, что другие вас судят и критически оценивают, но такое убеждение неверно. Возможно, сейчас вам трудно в это поверить, но, по мере выполнения заданий и упражнений курса, вы всё больше и больше будете убеждаться в том, что ваши изначальные предположения о ситуациях, людях и вас самих являются неверными и неправильными.

Особенности поведения

С точки зрения физиологии поведения человека объяснение появления нерациональных страхов основано на теории научения, согласно принципам классического и оперантного обусловливания, а также обучения на моделях. Обусловливание означает создание условий и ситуаций, при которых осуществляется научение человека, то есть меняются его реакции и поведение.

Действие

Рассмотрим механизмы обусловливания с точки зрения формирования страхов.

Классическое обусловливание

Классическое обусловливание — это процесс научения, при котором ранее нейтральный стимул начинает ассоциироваться с другим не нейтральным стимулом вследствие того, что второй стимул сопровождает первый. В результате классического обусловливания формируется условный рефлекс.

Рефлекс — реакция организма на раздражитель с участием нервной системы.

Безусловные рефлексы (врождённые рефлексы) — постоянные наследственно передаваемые (врождённые) реакции организма на определённые изменения окружающей среды (безусловные стимулы), осуществляемые при участии нервной системы и не требующие специальных условий для своего возникновения. То есть безусловный рефлекс возникает всегда при предъявлении безусловного стимула, независимо от условий его возникновения. Примеры безусловных рефлексов: слюноотделительный рефлекс, эрекция, защита руками головы при надвигающемся ударе, поворачивание головы на громкий звук и т.д.

Условные (приобретённые) рефлексы — реакции организма на определённые изменения окружающей среды (условные стимулы), приобретённые в течение жизни, вырабатывающиеся при соблюдении определенных условий. Для возникновения условного рефлекса необходимо многократное совпадение во времени изначально нейтрального и безусловного стимулов. Причем нейтральный стимул должен предшествовать безусловному. Безусловный стимул в таком случае является положительным или отрицательным подкреплением. В результате такого научения формируется условный рефлекс, изначально нейтральный стимул становится условным стимулом, а многократное совпадение стимулов является самим условием.

Все мы слышали о нашем соотечественнике, нобелевском лауреате и выдающемся физиологе Иване Петровиче Павлове и о его экспериментах с собаками. Именно он впервые подробно изучил этот вид обусловливания.

Составляющими одного из экспериментов И. Павлова были такие элементы, как мясо, лампочка, собака и её слюна:

  1. Собаке предъявляли нейтральный стимул – экспериментатор включал лампочку перед собакой. С собакой ничего не происходило.
    Собака. Классическое обусловливание
  2. Собаке предъявляли мясо – безусловный стимул, и у собаки наблюдалось обильное слюноотделение.
    Выделение слюны – это безусловный рефлекс. Появление его не зависит от того, при каких условиях собаке показали мясо. Собака не училась вырабатывать слюну при виде мяса. Это поведение наследуется с рождения.
    Собака. Классическое обусловливание
  3. Собаке предъявляли нейтральный стимул – экспериментатор включал лампочку перед собакой. Через несколько секунд собаке предъявляли безусловный стимул – мясо, и у собаки наблюдалось обильное слюноотделение.
    Собака. Классическое обусловливание
  4. Эту процедуру повторяли несколько раз: свет – пища, свет – пища и т.д. Нейтральный стимул сопровождался безусловным стимулом в виде положительного подкрепления – пищей.
  5. Экспериментатор включал лампочку перед собакой, но уже не предъявлял мясо. У собаки наблюдалось обильное слюноотделение.
    Собака. Классическое обусловливание

Ранее, при включении лампочки, слюна у собаки не выделялась. Теперь слюна выделяется. Значит, собака научилась выделению слюны при включении света лампочки. Таким образом, ранее нейтральный стимул – свет лампочки стал условным стимулом, а выделение слюны – условным рефлексом. Произошло научение или обусловливание собаки ассоциировать включение света с пищей.

Собака. Классическое обусловливание

По мере приобретения человеком жизненного опыта, в коре полушарий головного мозга складывается система условно-рефлекторных связей. Путь, который проходят нервные импульсы в нервной системе человека при осуществлении рефлекса, называется рефлекторной дугой. Этот путь преодолевают нервные импульсы и в механизме возникновения чувства тревоги и страха (описание механизма см. выше).

Еще один эксперимент, проведенный американским психологом Джоном Уотсоном, показывает, как в результате такого научения у человека формируется реакция страха на ранее нейтральный стимул. Составляющими эксперимента были: белая крыса, ребёнок и резкий пугающий звук. Изначально нейтральным стимулом в этом эксперименте выступала белая крыса. Её клали к ребёнку в кроватку. Он её не боялся и даже играл с ней. Далее крыса показывалась ребёнку одновременно с неожиданным предъявлением резкого пугающего звука. Таким образом, предъявление крысы сопровождалось реакцией страха (условный рефлекс), и у ребёнка формировалась реакция избегания самой крысы (условный стимул), которая вначале воспринималась нейтрально или даже положительно.

Через некоторое время Уотсон решил проверить, будет ли реакция страха перенесена на другие объекты. У ребёнка был зафиксирован страх при предъявлении кролика, собаки, меховой шубы, ваты и даже маски Деда Мороза. Поскольку громкие звуки эти объекты не сопровождали, Уотсон сделал вывод о переносе реакций страха на похожие объекты.

С точки зрения теории классического обусловливания подавляющее большинство фобий формируется по механизму патологического закрепления условно-рефлекторной связи. При этом навязчивые страхи возникают в результате наложения во времени первоначально нейтральных стимулов и безусловных стимулов, ещё при рождении (а вероятно – и до момента рождения) вызывающих реакцию страха. То есть на основе врождённых (безусловных) реакций страха в ходе жизни появляются новые стимулы (условные), вызывающие страх. Например, страх оценки со стороны других людей, спровоцированный сердечно-сосудистыми нарушениями (сердцебиением, болью в области сердца, одышкой, холодным потом и др.), который возникает перед этой группой людей, в дальнейшем по механизму условного рефлекса может привести к социофобии. Человек начинает испытывать страх при одном только виде этих людей и даже от мысли об этих людях.

Согласно теории классического обусловливания, условный стимул постепенно теряет способность вызывать условный рефлекс, если не подкрепляется повторением безусловного стимула. Скорость угасания условного рефлекса, как и быстрота его формирования, зависят от эмоционального фона, сопровождающего формирование временной связи. При этом формирование условного рефлекса происходит значительно быстрее, чем его угасание. В случае с фобиями условный рефлекс формируется на фоне сильного страха и соответствующих ему психических, физических и поведенческих симптомов. Именно поэтому такая связь является очень прочной и стойкой.

Если не предпринимать лечебных действий и процедур по противодействию страху, то со временем подобные связи могут генерализироваться. То есть человек начинает реагировать страхом на смежные стимулы, похожие на условные, но не идентичные им. В случае с социофобией сначала страх возникает при непосредственном контакте с людьми, например при публичном выступлении, где ранее у человека случились, например, покраснение и тремор, сопровождавшиеся чувством сильного страха. Далее страх появляется уже при ожидании любого публичного выступления. Впоследствии этого, чувство страха может возникать относительно всех ситуаций, где предположительно человек может покраснеть и задрожать, оказавшись в центре внимания: свидания, собеседования, вечеринки и т.д. Генерализация справедлива для процесса формирования страха. Но, к сожалению, угасание страхов, достигнутое в ходе терапии, на смежные стимулы не распространяется. Поэтому при преодолении страха приходится работать с каждым условным стимулом отдельно. То есть, если человек научился бояться публичных выступлений и этот страх распространился на собеседования и свидания, то если далее в процессе терапии бояться публичных выступлений он отучится, то это не означает, что он автоматически перестанет бояться собеседований и свиданий.

Оперантное обусловливание

Если речь идёт не об автоматических и спонтанных реакциях и действиях в ответ на предшествующий стимул, как в случае с классическим обусловливанием, а о контролируемом человеком поведении и о подкреплении такого поведения, то мы говорим о понятии оперантного обусловливания, впервые введённым американским психологом Берресом Фредериком Скиннером. В соответствии с моделью оперантного обусловливания, страхи у человека могут возникать, поддерживаться и укрепляться под воздействием подкрепления спонтанного боязливого поведения (оперантного поведения), а не только нейтрального стимула. То есть условный рефлекс в виде реакции страха формируется за счёт последствий: позитивного подкрепления (приятные события) и негативного подкрепления (возможность избежать неприятных событий) или наказаний. Позитивное или негативное подкрепление, или «вознаграждение» в случае такого поведения влияет на увеличение вероятности повторения этого поведения. Чем больше количество подкреплений, тем сильнее связь. Наказание же, наоборот, снижает вероятность поведения, которое может привести к этому наказанию.

Оперантное обусловливание с негативным подкреплением напрямую влияет на формирование человеческих страхов.

В классических экспериментах Скиннера по обучению предотвращения болезненных и неприятных стимулов собаку помещали в камеру оперантного обусловливания (ящик Скиннера). В полу ящика были размещены металлические прутья, на которые подавался электрический ток, создающий не опасный, но чувствительный электрический удар. В ящике также был установлен рычаг для предотвращения подачи тока. Суть эксперимента была следующая:

  1. В камеру, где находилась собака, подавали электрический ток – безусловный стимул. Собака начинала испытывать боль – это безусловный рефлекс.
    Собака. Оперантное обусловливание
  2. Собака случайно нажимала на рычаг, и подача электрического тока прекращалась.
  3. В камеру опять подавали ток. Собака снова нажимала на рычаг, и подача тока опять прекращалась. Эту процедуру повторяли несколько раз: ток – нажатие на рычаг – отмена подачи тока, ток – нажатие на рычаг – отмена подачи тока и т.д.
  4. Через некоторое время собака начинала почти мгновенно нажимать на рычаг сразу, когда подавали ток.
  5. Еще через некоторое время собака начинала систематически нажимать на рычаг даже без подачи тока, чтобы избежать его потенциального действия.

Собака установила связь между нажатием на рычаг и отключением подачи электрического тока. Таким образом, собака научилась или обусловилась нажимать на рычаг, чтобы избежать боли от удара током, что является условием в виде негативного подкрепления. То есть сформировался условный рефлекс в виде нажатия на рычаг при подаче электрического тока и даже без его предъявления.

Собака. Оперантное обусловливание

В отличие от классического обусловливания, где поведение является пассивным и подсознательным, оперантное обусловливание предполагает сознательно контролируемое спонтанное поведение. То есть для такого типа обусловливания необходимо выполнять определенные действия для достижения конкретной цели: получения поощрения или избегания наказания.

С точки зрения оперантного обусловливания фобии человека поддерживаются негативным подкреплением. Человек, страдающий социофобией, упорно избегает различных социальных ситуаций, которые провоцируют у него страх. Как только человек избежал ситуацию, тревога и страх в этом моменте ушли, но сама фобия – нет. Более того, оперантно обусловленная фобия только усилилась. Поэтому, если оставлять социофобию без лечения и систематически следовать оперантному избегающему поведению, то фобия будет подкреплять сама себя. Процесс формирования и подкрепления избегающего поведения описан ниже.

То, что было верно для классического обусловливания, верно и для оперантного: человек генерализует то, что он выучил. Если человек начал избегать публичных выступлений, то есть – уход от тревоги и страха поддерживается негативным подкреплением, то он вскоре генерализует эту реакцию избегания на другие социальные события: вечеринки, собеседования, свидания и т.д.

Существует мнение, что психическая зависимость от чего-либо также вызвана формированием условного рефлекса, поскольку в момент употребление алкоголя, бензодиазепиновых транквилизаторов и других психотропных веществ происходит оперантное негативное подкрепление – человек таким образом избегает симптомов тревоги и страха.

Двухфакторная теория научения

После экспериментов Павлова и Скиннера американский психолог Хобарт Маурер в ходе исследования устойчивости обусловленных страхов к угасанию нашёл и описал взаимосвязь между классическим и оперантным обусловливанием в рамках «двухфакторной теории научения». В соответствии с этой теорией:

  1. Сначала страх возникает по схеме классического обусловливания. То есть человек научается бояться прежде нейтральных стимулов.

  2. Но, поскольку сам страх является неприятным стимулом, то человек стремится предотвратить страх путём его оперантно обусловленного избегания. Каждый раз, когда это ему удаётся, происходит оперантное негативное подкрепление такого поведения. В результате страх начинает подкреплять сам себя, чем и объясняется стойкость страха к угасанию.

Таким образом, согласно двухфакторной теории научения можно привести следующее выражение:

Страх = классическое обусловливание + постоянное оперантное избегание страха

Двухфакторная теория научения Маурера объясняет с точки зрения поведения человека почему люди долгие годы живут с социальным тревожным расстройством и страх различных социальных ситуаций никак не проходит сам собой.

Обучение на моделях

Многие новые образцы поведения и эмоциональные реакции, включая страх, могут возникать в результате подражания или копирования моделей поведения других людей. Человеку достаточно видеть то, чего боятся окружающие его люди (в первую очередь его родители), чтобы начать бояться того же самого. При этом человеку совсем не обязательно проверять на себе неприятное действие некоторых событий. Достаточно того, что эти неприятные воздействия он увидит на примере других людей в реальной жизни или в средствах массовой информации. Страх, например, сотрудников правоохранительных органов или вообще человека в униформе часто можно встретить у людей, которым никогда ничего плохого люди в униформе не делали. Страх нахождения в компании людей может быть обусловлен копированием фобического поведения одного из родителей в похожей ситуации.

Другой механизм возникновения страхов человека обуславливается формированием моделей фобического поведения в своём воображении. Наличие воображения позволяет человеку живо представить себе неприятные ситуации, последствия тех или иных поступков, опасные действия людей или объектов физического мира. Страх может сформироваться, если человека просто напугают, как следствие подкреплённых или неподкрёпленных угроз. Человеку могут сказать, что все будут смеяться над ним, если он пойдёт выступать перед аудиторией. Хорошее воображение человека может сыграть с ним злую шутку и привести к возникновению симптомов социофобии. В раннем детстве, когда опыт человека ещё невелик, влияние запугивания и угроз ощущается особенно сильно, ведь ребёнок ещё не может в полной мере оценить вероятность их осуществления.

Избегание

Хроническое избегание различных социальных ситуаций играет очень важную роль в механизме формирования и развития у человека социофобии.

Избегание – это защитный механизм психики человека, запускающийся в ответ на событие-стрессор, который заключается в уклонении (отказе, уходе, предотвращении) от этой ситуации.

Интуитивно все живые существа пытаются избежать ситуаций, в которых они испытывают негативные чувства тревоги и страха и их симптомы. В общем случае этот механизм полезен для человека. Он предупреждает о возможной потенциальной опасности и не даёт оказаться в ситуации, где перед человеком будет стоять угроза его жизни, здоровью и благополучию.

Действие

В случае социофобии, стрессор – это социальная ситуация. А избегает человек данную ситуацию по причине нежелания испытывать негативные чувства и сопутствующую симптоматику в ответ на иррациональные мысли, которые ситуация у него вызывает или может вызвать. То есть в механизме проявления социофобии избегание – это действие, которое является результатом реагирования на появление у человека негативных чувств. А поскольку результатом избегания является практически мгновенное снижение уровня тревоги и страха, то такое поведение тем самым ещё и оперантно негативно подкрепляется. То есть в ходе процесса оперантного обусловливания формируется условный рефлекс избегания социальных ситуаций, провоцирующих у человека страх.

Результат избегания социальных ситуаций характеризуется следующими свойствами:

  1. В краткосрочной перспективе (здесь и сейчас) избегание снижает уровень тревоги и страха и сопутствующих им симптомов, вызванных мыслями по поводу ситуации-стрессора. Например, вас позвали на вечеринку. Вы пришли на вечеринку и почувствовали тревогу. Далее вы ушли с вечеринки раньше положенного из-за нарастающего чувства тревоги. Результат – негативное подкрепление: тревога снизилась. С точки зрения интуиции и подсказок организма сбежать – это самый подходящий путь. Никому не хочется терпеть и испытывать весь этот букет из неприятных симптомов и чувств.

  2. В долгосрочной перспективе избегание ситуаций-стрессоров ещё больше укрепляет социальную тревожность и страх и лишает вас различного рода возможностей.
    Допустим, через месяц вас опять позвали на вечеринку. С учетом предыдущего опыта вы сразу чувствуете тревогу и отказываетесь идти на вечеринку. Более того, вы вообще перестаете общаться с этими людьми из-за страха быть приглашённым на следующую вечеринку. Результат – вы перестаёте знакомиться с новыми людьми и компаниями из-за страха оказаться с ними в неформальной ситуации.
Избегающий человек

Приведём наглядный пример как избегание социальных ситуаций влияет на развитие и укрепление у человека социофобии. Возьмём два примера поведения двух различных людей в ситуации с походом на вечеринку:

  1. Допустим, оба эти человека были приглашены на вечеринку и их иррациональные мысли и убеждения привели к тому, что оба они испытали тревогу в связи с общением с другими людьми. В головном мозге этих двух людей сформировались новые нейронные связи, на основании которых подобные ситуации теперь воспринимаются как потенциально опасные. Произошло классическое обусловливание и сформировался условный рефлекс реагирования страхом на подобную ситуацию.
  2. Далее оба эти человека были приглашены на другую вечеринку. Сработал условный рефлекс и оба почувствовали тревогу. Но пошли на вечеринку. В процессе вечеринки:
    • Первый человек находился на этой вечеринке до конца. По мере привыкания к ситуации его тревога постепенно снизилась на приемлемый уровень. Соответствующая нейронная связь ослабла, поскольку мозг принял информацию, что данная ситуация возможно может быть не опасна.
    • Второй человек, испытывая пик тревоги, ушёл с вечеринки. Его тревога снизилась мгновенно. Мозг понял следующее: такая ситуация является стрессом и вызывает только чувство тревоги, а уход из этой ситуации приносит долгожданное облегчение. Это облегчение для мозга оказалось негативным подкреплением, или «вознаграждением». Произошло оперантное обусловливание, в результате которого соответствующая нейронная сеть окрепла и её связи усилились. А также появилось больше нейронных путей, которые отвечают за именно такое реагирование организма на данную ситуацию: путем высвобождения норадреналина, адреналина и кортизола.
  3. Далее этим людям поступает предложение посетить следующую вечеринку. Что будет происходить с этими людьми:
    • Поскольку в отношении данной ситуации у первого человека нейронная связь ослабла, то он почувствует менее выраженное чувство тревоги перед вечеринкой и в процессе нахождения на данной вечеринке по сравнению с предыдущим разом. Очевидно, что в конечном итоге эта нейронная связь станет ещё более слабой.
    • В результате усиления выработки соответствующих гормонов второй человек будет испытывать более сильные по интенсивности чувства тревоги и дискомфорта. Человек решит вообще не пойти на вечеринку, тем самым опять испытывая чувство облегчения, но в то же время опять подкрепляя вредные нейронные связи.
  4. При каждой последующей возможности пойти на вечеринку:
    • Первый человек будет испытывать всё менее и менее выраженную тревогу и дискомфорт или совсем не будет их испытывать, при условии, что он не будет избегать таких ситуаций.
    • Второй человек просто не будет посещать любые вечеринки из-за вновь и вновь возникающего условного рефлекса избегания и страха.

В результате у первого человека клубок страха распутывается и совсем исчезает, а клубок второго человека бесконечно наматывается и только становится больше и объёмнее.

Таким образом, интуитивно кажется, что такое избегающее поведение как раз направлено на избавление от мучений, но на самом деле, это поведение может только ухудшить ваше состояние. При избегании социальных ситуаций вы жертвуете своим благополучием и хорошим самочувствием в повседневной жизни ради того, чтобы почувствовать временное облегчение здесь и сейчас. Если полностью избегать различных социальных ситуаций, то это только добавит вам страха и тревожности.

Чем больше вы будете избегать таких ситуаций, тем сильнее станет ваша социофобия.

Избегание при социальном тревожном расстройстве бывает следующих типов:

  • Физическое избегание ситуации

    При данном типе избегания человек физически не принимает участие в ситуации. Примеры физического избегания:

    • Отказ пойти в кафе или на вечеринку с коллегами (см. пример выше).
    • Избегание посещений различных встреч, свиданий, собраний и других мероприятий.
    • Уход с вечеринки раньше времени.
    • «Уход» в болезнь. Например, отказ пойти на определенное событие по причине болезни, хотя на самом деле человек здоров.
    • Отказ выступить на собрании перед коллегами или от любого другого публичного выступления.
    • Избегание общения и разговоров с начальством (например, о повышении зарплаты).
      и т.д.
  • Избегание симптоматики

    При данном типе избегания человек всячески пытается скрыть симптомы проявления своего невроза. Например:

    • Приём химических веществ, влияющих на негативную симптоматику в данный момент времени (здесь и сейчас): употребление алкоголя на вечеринке «для расслабления»; приём транквилизаторов или бета-адреноблокаторов перед свиданием, собеседованием, публичным выступлением; употребление наркотиков (например, «покуривание травки», прием кокаина).
    • Применение различных корректирующих жестов или поведения: поддерживать руками голову в случае её тряски; при докладе или выступлении опереться о стену или сидеть, при том что остальные люди в подобной ситуации просто стоят; избегание чтения с листа по причине дрожания рук; отказ от напитков в бокале в ресторане или столовой по причине дрожания рук; ношение водолазки чтобы скрыть покраснение шеи и т.д.
  • Скрытое избегание

    Примеры скрытого избегания:

    • Различные опоздания.
    • Перевод темы разговора.
    • Избегание зрительного контакта. Например, постоянно отводить глаза от собеседника или носить солнцезащитные очки.
    • Чрезмерное молчание или, наоборот, многословность и заискивание.
    • Нерешительное поведение. Стремление свести к минимуму риск обратить на себя внимание окружающих.
    • Уход в мобильный телефон или любой другой гаджет. Наушники.
    • Откладывание на потом (прокрастинация).
    • Нарушение мелких договоренностей.
    • Брать с собой друга или подругу для того, чтобы в случае необходимости они вели разговор с другими людьми.
    • «Переключение» мозга от мыслей о событии, провоцирующих тревогу. Например, уборка квартиры, мытьё посуды и т.д.
    • Нехимические зависимости: игровая, трудоголизм, шопоголизм, интернет зависимость и т.д.

Избегать чего-то, когда вы чувствуете тревожность, — это естественно и кажется интуитивно правильно. Естественно и то, что избегание становится привычкой, когда вы избегаете социальных ситуаций долгие годы. Поэтому сегодня вы можете избегать многих событий больше по привычке, чем из-за тревожности, а также потому, что выбор такого поведения является самым лёгким. Это путь наименьшего сопротивления. Тем не менее, самое большое препятствие на пути к вашему успеху — это то, что вы делали бо́льшую часть своей жизни: избегали различных ситуаций по причине того, что они вызывали у вас тревожность и страх. Такое поведение напрямую влияет на усиление социофобии, значительно замедляет ваше развитие и рост как личности.

Если продолжить придерживаться тактики интуитивного и привычного избегания различных социальных ситуаций-стрессоров, то эти ситуации так и останутся стрессорами, а страхи по поводу них никуда не денутся, а только усилятся и закрепятся в вашем головном мозге. Помимо этого, вы лишаете себя возможности практиковаться в простом общении с людьми. От этого в том числе страдают и ваши социальные навыки: знакомства, общение с противоположным полом, работа с критикой, решение конфликтных ситуаций, публичные выступления, презентации и т.д.

Поэтому постоянное избегание социальных ситуаций – это ваш главный враг. Здесь нужно понять самое главное: если продолжать упорно постоянно избегать социальных ситуаций, то социофобию никогда не преодолеть.

Это не значит, что вам вообще не нужно избегать любых ситуаций, вызывающих страх. Необходимо научиться критически смотреть на ситуацию и принимать решение как поступить на основании рационального и логического подхода, а не на основании интуитивных мимолетных импульсов и искажённых убеждений.

Одна из ключевых задач этого курса заключается в преодолении избегающего поведения в отношении социальных ситуаций, которые вас пугают. Ведь в подавляющем большинстве случаев вам реально ничего не угрожает. Другими словами, вам рано или поздно придется погружать себя в эти ситуации в вашей обычной жизни.

Алкоголь как избегание

Алкоголь (этиловый спирт, этанол, C2H5OH) — это слово, имеющее арабское происхождение, которое обозначает «душа вина». Это психотропное вещество, не являющееся нейромедиатором, но тем не менее очень мощно воздействующее на работу нервных клеток. В силу своей способности хорошо растворяться в воде и жирах молекула алкоголя имеет способность проникать куда угодно в нашем организме, в том числе и в мозг. Алкоголь может встраиваться в клетки нейронов НС и изменять функционирование многих рецепторов (приёмников нейромедиаторов) этих клеток. Более того, в клетках организма человека при распаде глюкозы постоянно образуется небольшое количество алкоголя и молекула алкоголя не чужеродна для нашего организма. Поэтому в организме человека уже изначально существуют специальные ферменты, которые позволяют легко усваивать алкоголь.

В обществе алкоголь играет значительную роль и достаточно агрессивно культивируется (бары, клубы, застолья, реклама безалкогольного пива и т.д.). Практически ни одно застолье или вечеринка не обходится без спиртного. Алкогольный рынок огромен и это довольно дорогой бизнес, который необходимо развивать путём продвижения алкогольной продукции в массы.

Алкоголь является очень распространённым психоактивным препаратом и, по сути дела, разрешённым наркотиком. Во многих странах алкоголь продается почти свободно: когда человек достиг определённого возраста (18, 21 или 25 лет), он имеет полный доступ к этому наркотику. По разным данным до 40% людей, страдающие социальным тревожным расстройством, регулярно злоупотребляют приёмом алкоголя. Поэтому сто́ит более детально уделить внимание этому химическому веществу.

Алкоголь как избегание симптомов социофобии

Что же происходит с точки зрения работы нервных клеток, когда человек употребляет алкоголь:

  • Высвобождение дофаминов
    Уже небольшие дозы алкоголя (10 – 20 граммов спиртового эквивалента или 25 – 50 граммов водки) начинают активно влиять на дофаминовые нейроны головного мозга и надпочечников, поскольку дофаминовые нейроны и рецепторы наиболее чувствительны к проникновению алкоголя. Дофамин – это нейромедиатор, участвующий в процессах двигательной активности, мышления и во многом отвечает за положительные эмоции. Поэтому у большинства людей небольшая доза алкоголя оказывает активирующее и психостимулирующее действие на организм: подъём настроения, радость, снятие утомления без значительных нарушений в системах движений и мышления.
    Регулярное употребление алкоголя уже в малых дозах приводит к расстройству нормальной выработки этого нейромедиатора: при приеме алкоголя в организме производится избыточное количество дофамина, а при отсутствии алкоголя организм перестаёт синтезировать дофамин в прежних объёмах.
    Дефицит дофамина является причиной алкоголизма и зависимости по дофаминовому типу. Такой человек с самого утра чувствует симптомы депрессии. Поэтому он пьет с утра, причем что-то заведомо крепкое, чтобы вбросить в организм алкоголь, для того чтобы дофаминовая система работала нормально и человек воспринимал мир не через депрессивную призму.
    Поскольку для алкогольной зависимости по дофаминовому типу требуется сравнительно небольшое количество алкоголя, то поначалу развивается именно такая зависимость.
  • Высвобождение ГАМК
    При средних дозах алкоголя (от 20 до 60 – 80 граммов спиртового эквивалента или от 50 до 150 – 200 граммов водки) в дополнение к активации дофаминовой системы происходит активация системы гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), то есть нашего главного тормозного нейромедиатора. Эта активация характеризуется угнетением ЦНС и подавлением общей возбудимости организма за счет снижения активности нейронов. Поэтому, наряду с седативными/снотворными средствами (например, бензодиазепиновыми транквилизаторами), опиоидами, алкоголь является депрессантом. Тем самым он оказывает успокаивающий эффект, подавляет чувство тревоги и страха, как бы кратковременно снимая стресс.
    Когда система ГАМК начинает работать слабее в ответ на регулярное употребление алкоголя в средних дозах, то есть ГАМК вырабатывается и передаётся по нейронным путям меньше необходимого, то развивается алкоголизм и алкогольная зависимость по ГАМК типу. Система ГАМК выполняет функцию по уравновешиванию возбуждающего действия глутамата – главного возбуждающего нейромедиатора. При сбое ГАМК следует сбой системы глутамата. Результат – человек чувствует постоянную тревогу и возбуждение.
  • Удар по остальным нейромедиаторным системам
    При больших дозах алкоголя (100 граммов спиртового эквивалента или полбутылки водки, 250 граммов) страдают практически все нейромедиаторные системы. Происходит значительный сбой работы мозга и организма в целом, который нередко приводит к серьёзным последствиям.

Можно выделить два основных механизма, которые запускает постоянное употребление алкоголя у человека с социофобией:

  1. Сбой в нейромедиаторных системах. Самый значительный сбой происходит в системе ГАМК.
    Человек, страдающий социофобией, испытывает напряжение и тревогу в контакте с другими людьми. Очевидно, что он употребляет алкоголь, чтобы снять эти негативные чувства, а также чтобы подавить своё чувство стыда перед другими людьми. Именно принудительная активация работы системы ГАМК в результате приёма алкоголя тормозит ЦНС человека и приводит к седативному эффекту. Алкоголь позволяет человеку свободно общаться с другими людьми здесь и сейчас. Пришел на вечеринку, выпил – и он уже бесстрашный и может сделать практически всё. Как говорят – пьяному море по колено. Но за регулярной химической активацией ГАМК происходит её постепенный сбой. Это происходит незаметно. И человек вдруг начинает испытывать тревогу и страх каждый день по поводу и без и уже не может обходиться без алкоголя. Таким образом, систематическое употребление спиртного приводит к привыканию, а также к психической и физической зависимости, особенно опасной по ГАМК типу.
  2. Хроническое избегание социальных ситуаций.
    Наиболее значимый фактор для прохождения данного курса преодоления социофобии заключается в том, что алкоголь играет очень важную роль в механизме укрепления этого расстройства. Как уже было сказано, мы предпринимаем определённые действия в ответ на испытываемые чувства, которые, в свою очередь, возникают благодаря нашим мыслям. Зачастую человек с социофобией старается поскорее принять алкоголь в компании людей, чтобы наконец расслабиться. Интуитивно вам может казаться, что алкоголь — это быстрый выход из эмоционально трудной ситуации. Но тем самым вы получаете ни что иное, как избегание испытываемых вами негативных эмоций и чувств. Потому что избегание социальных ситуаций многогранно и может быть выражено не только в очевидном физическом уходе из сложной ситуации. Как реагирует наш мозг на хроническое избегание ситуаций-стрессоров было сказано выше – условный рефлекс усиливается, и мы начинаем бояться этих ситуаций с ещё большей интенсивностью. Следовательно, чем чаще вы выпиваете «для расслабления», тем в итоге вы, наоборот, еще больше напрягаетесь. Порочный круг социофобии вновь и вновь замыкается, клубок страха наматывается, и вы боитесь людей всё больше, чаще и сильнее.

Нередко люди, которые преодолевают тревожное расстройство, дополнительно принимают различные лекарства, помогающие им справиться со своей болезнью. Эти лекарства как правило необходимо принимать непрерывным курсом. То есть действующие вещества этих лекарств постоянно находятся в организме человека. Употребление спиртного на фоне приёма лекарственных средств крайне нежелательно, так как алкоголь извращает действие лекарств и вследствие этого может стать опасен для жизни человека. У людей, принимающих лекарства и одновременно употребляющих алкоголь, эффективность фармакотерапии ослабляется, а порой и сводится на нет. Помимо того что алкогольные напитки усиливают эффект лекарственных средств, они также вызывают привыкание к ним: снижается чувствительность к повторным введениям лекарства, и для достижения терапевтического эффекта приходится увеличивать дозу. В частности, особенно опасны бензодиазепиновые транквилизаторы, которые при употреблении алкоголя могут привести к глубокому угнетению дыхания, вплоть до комы, иногда заканчивающейся смертельным исходом: даже сравнительно невысокая доза может привести к отравлению.

В результате регулярное употребление алкоголя даже в малых дозах не только разрушает и извращает действие нервных клеток и может привести к зависимости, но и является прямым избеганием социальных ситуаций. Следовательно, это может стать препятствием для дальнейшего прохождения курса преодоления социофобии. Поэтому если вы в данный момент принимаете алкоголь, то на время прохождения данного курса необходимо полностью исключить его употребление. Полностью пройдя курс и избавившись от множества симптомов социофобии, вы уже сами примите решение: есть ли в вашей жизни место алкоголю. Если на данный момент вы неспособны самостоятельно отказаться от употребления алкоголя, то необходимо отложить прохождение данного курса до полного отказа от алкоголя, а также, возможно, имеет смысл обратиться за помощью к соответствующему специалисту (см. раздел Психологическая помощь).


Транквилизаторы как избегание

Социофобию лечат в том числе и лекарствами. Об этом речь пойдёт далее. Но из всевозможных видов и типов лекарственных средств транквилизаторы и особенно бензодиазепиновые транквилизаторы стоят в отдельном ряду. Многие люди, страдающие тревожными расстройствами, принимают транквилизаторы. Если вам посчастливилось никогда не принимать этот класс препаратов, то скорее всего этот текст будет для вас новым. В любом случае, необходимо разобраться в том, как регулярное употребление транквилизаторов влияет на развитие и укрепление социального тревожного расстройства.

Наверняка вы могли слышать о таких препаратах как Феназепам, Ксанакс (Алпразолам), Клоназепам, Валиум (Диазепам) и т.д. Всё это бензодиазепиновые транквилизаторы (бензодиазепины) (от лат. tranquillo «успокаивать») – класс психотропных веществ со снотворным, седативным, анксиолитическим (уменьшение тревожности), миорелаксирующим (расслабление мускулатуры) и противосудорожным эффектами. В случае тревожных расстройств применение бензодиазепинов в первую очередь обусловлено их способностью влиять на тревожность и страхи путем быстрого снижения их интенсивности.

Хотя в случае с бензодиазепинами нет такой масштабной политики их продвижения в массы, как это наблюдается в случае с алкоголем, но несмотря на это врачи продолжают выписывать эти препараты для лечения социофобии. При этом зачастую толком не объясняя пациенту к чему может привести их продолжительное применение.

С точки зрения работы нервных клеток механизм действия бензодиазепина очень схож с механизмом работы алкоголя: как и алкоголь, бензодиазепиновые транквилизаторы активируют систему ГАМК. Бензодиазепины при попадании в организм человека активируют особые ГАМКА-рецепторы, которые взаимодействуют с ГАМК в синапсах нейронов ЦНС. То есть нейроны через свои ГАМКА-рецепторы начинают более активно взаимодействовать с ГАМК. Как уже говорилось, ГАМК как главный тормозной нейромедиатор способна значительно снижать возбудимость нейронов, что приводит к седативному и анксиолитическому эффектам. Другими словами, разовый приём транквилизатора практически мгновенно уменьшает чувства тревоги и страха. При этом такой эффект в большинстве случаев имеет относительно короткое действие.

Изучение мозга

Как и в случае с алкоголем можно выделить два основных механизма, которые запускает постоянный приём бензодиазепиновых транквилизаторов у человека с социофобией:

  1. При длительном использовании бензодиазепинов развивается толерантность и лекарственная зависимость. Бензодиазепины являются симптоматическими средствами, устраняющими тревогу здесь и сейчас, но не влияющими на причины её появления. Если во время планового приёма бензодиазепинов человеку не удалось решить проблему социофобии, являющуюся источником повышенной тревожности, то при отмене препарата беспокойство вероятно может возникнуть снова. Это может побудить человека продолжить употребление препарата, даже после указанного врачом-психотерапевтом или психиатром срока. При этом зачастую приём препарата продолжается в бо́льших дозах и с повышенной частотой: человеку кажется, что терапевтической дозы недостаточно – и он раз за разом превышает дозу, надеясь полностью избавиться от неприятных симптомов социофобии. При сознательном злоупотреблении бензодиазепинами для попытки достичь эйфории уже может возникнуть наркотическая зависимость.
    Долгосрочные эффекты от приёма бензодиазепинов очень схожи с долгосрочными эффектами зависимости от алкоголя: в первую очередь страдает система ГАМК. Симптомы зависимости и симптомы при прекращении приёма почти идентичны. Нередко синдром отмены препарата характеризуется так называемым «синдромом рикошета»: старые симптомы возвращаются с ещё большей силой, а также появляются новые. В ловушку бензодиазепиновой зависимости попали тысячи людей. И самый известный американский сайт www.benzobuddies.org, помогающий отменить приём бензодиазепинов, никогда не прекращает свою активность.
  2. Уже можно легко догадаться, что приём бензодиазепиновых транквилизаторов для снятия переживаемой тревоги в социальных ситуациях это ничто иное, как избегание негативных чувств, которые мы не хотим испытывать. Процессы, происходящие в мозге и организме человека, ситуационно принимающего бензодиазепины, идентичны как процессам, происходящим при избегании, связанным с употреблением алкоголя, так и процессам при любом другом виде избегания: человек ещё больше погружается и тонет в своей социофобии.

Безусловно, существуют ситуации, когда приём бензодиазепиновых транквилизаторов оправдан. Например, когда необходимо быстро снять остроту состояния пациента. В таких случаях препараты назначают на короткие сроки до одного месяца. Но эффекты от длительного и ситуационного приёма бензодиазепинов вполне вероятно могут иметь обратный эффект в отличие от ожидаемого эффекта. В краткосрочной перспективе приём этих препаратов может казаться вполне оправдан, но с течением времени хроническое избегание симптомов социофобии приводит к печальным последствиям: социофобия никуда не делась, а только укрепилась и усилилась.

К таким же эффектам могут привести и медикаменты других классов, которые блокируют проявление симптомов тревожного расстройства, например, бета-адреноблокаторы, габапентин, прегабалин и миорелаксанты.

Из всего вышесказанного следует, что такие медикаменты никогда вас не вылечат, а лишь подарят краткосрочное ощущение отдыха от социофобии. Так же, как в и случае с алкоголем, ситуационный приём бензодиазепинов может стать препятствием для дальнейшего прохождения курса преодоления социофобии. Поэтому, если вы в данный момент принимаете бензодиазепины, то на время прохождения данного курса необходимо полностью исключить их приём. После прохождения курса подобные медикаменты, вероятно, вам уже не понадобятся. Если на данный момент по каким-либо причинам вы неспособны самостоятельно отказаться от приёма бензодиазепинов и других психотропных средств, кратковременно снимающих симптомы тревоги и страха, то необходимо отложить прохождение данного курса до их полной отмены, а также, возможно, имеет смысл обратиться за помощью к соответствующему специалисту (см. раздел Психологическая помощь).

Подводя итог можно сказать, что с точки зрения поведения неврозы представляют собой стойкие неадаптивные поведенческие привычки, которые были приобретены в вызывающих тревогу ситуациях и в которых тревожные реакции практически неизменно являются центральными, а также которые подкрепляются боязливым избегающим поведением по отношению к этим ситуациям.

Итог

Выделим ключевые мысли и подведем итоги текущего раздела:

  • Все процессы в нервной системе человека, включая головной мозг, происходят благодаря взаимодействию нервных клеток (нейронов) из которых она состоит.
  • Тревога и страх возникают вследствие возбуждения определенных нейронов в ЦНС и высвобождении нейромедиаторов и гормонов, которые активизируют и возбуждают симпатический отдел вегетативной или автономной нервной системы человека.
  • В момент столкновения человека с ситуацией, провоцирующей тревогу и страх, выделяются нейромедиаторы и гормоны возбудители автономной нервной системы: Норадреналин, Адреналин, Кортизол.
  • Механизм появления и закрепления страха цикличен и состоит из: социальной ситуации – стрессора, иррациональных мыслей человека, его негативных чувств и избегающих действий.
  • Мысли, вызывающие тревогу и страх в социальных ситуациях, как правило являются автоматическими иррациональными и не осознаются нами.
  • Иррациональный страх появляется и закрепляется в виде условного рефлекса в процессе научения человека в ходе классического и оперантного обусловливания. А также человек учится страху на моделях, путём копирования поведения других людей или представления фобических ситуаций в своём воображении.
  • Страх имеет свойство генерализовываться, то есть распространяться на похожие события и ситуации.
  • Хроническое избегающее поведение в социальных ситуациях, в том числе употребление алкоголя и транквилизаторов, является главным фактором укрепления социофобии.


Читайте также: Способы лечения социофобии

e-mail для связи: info@stophobia.ru

2020 © Мой путь. Преодоление социофобии
Копирование материалов сайта запрещено

Политика кнофиденциальности